Laura_ya (laura_ya) wrote,
Laura_ya
laura_ya

Categories:

Троя - город-легенда

ТРОЯ, называемая также Илионом, древняя крепость на северо-западе Малой Азии. Название этого города имеет два значения. В поэмах Гомера и его продолжателей так именовались крепость и город Приама, которые были разграблены войском Агамемнона в результате похода с целью возвращения похищенной Елены. Для историка и археолога Троя – поселение бронзового века, впервые обнаруженное Генрихом Шлиманом в 19 в.
Местность, описанная Гомером и другими античными авторами, упоминавшими Трою, находится вблизи Эгейского моря недалеко от входа в Геллеспонт (совр. Дарданеллы). К берегу здесь примыкают гряды невысоких холмов, а позади них простирается равнина, по которой протекают две небольшие реки, Мендерес и Дюмрек. Примерно в 5 км от берега равнина переходит в крутой откос высотой ок. 25 м, а дальше на восток и на юг вновь тянется равнина, за которой высятся более значительные холмы и находящиеся в отдалении горы.

Имя «Троя» фигурирует в хеттских архивах как Таруиша. На египетской стеле времен Рамзеса III упомянута его победа над морским народом «турша». Это название часто сопоставляют с народом «тереш». упомянутым несколько ранее на знаменитой стеле Мернептаха. Единства в мнениях о том, были ли эти пришельцы троянцами, в научном мире не наблюдается.

Исследование, проводившееся американскими и турецкими учеными, показало, что описание местности, на которой располагалась древняя Троя, было дано Гомером весьма достоверно, несмотря на то, что за прошедшие тысячелетия она существенно преобразилась.
В описании осады Трои в "Илиаде" Гомером были даны отдельные географические характеристики равнины, на которой лежала Троя. Уже в первом столетии нашей эры Геродот значительно подробнее описал ее в своей "Географии"; правда, вместо Трои в ту эпоху на этом месте существовал уже другой город - Новый Илион.
Но сегодня рельеф местности вокруг Трои изменился до неузнаваемости. Метр за метром илистые наносы впадающих в залив рек, называвшихся прежде Симоис и Скамандер (ныне - Думрек-Су и Кара Мендерес) отодвинули береговую линию в этом районе на несколько километров к северу. Руины Трои теперь лежат на сухой возвышенности.
Группа ученых под руководством Джона Крафта (John Kraft) из университета Делавэра (Ньюарк, США) и Ильхана Каяна (Ilhan Kayan) из университета Эге (Измир, Турция), используя методы радиоуглеродного анализа, провели датировку окаменелостей, обнаруженных в шурфах грунта, взятого из долины двух рек. По этим данным удалось восстановить топографию района в далекую эпоху Гомера.
По описанию Гомера лагерь ахейцев располагался к западу от Трои. Группе Крафта удалось обнаружить место расположения этого лагеря, находившегося на узком мысу у древнего Троянского залива, где греки соорудили оборонительное сооружение в виде глубокого рва. Удалось найти также местоположение "брода через полноводную реку" Скамандер. Здесь, по Гомеру, ахейцы сбросили оборонявшихся троянцев с крутого берега в глубокие быстрые воды реки.
Уже во времена Страбона из-за изменения береговой линии мыс исчез, а две реки слились вместе еще до впадения в залив. Однако предположения Страбона о месте расположения греческого лагеря подтвердились. В самом деле, расстояние от Илиона до греческого лагеря и стоянки кораблей составляло около 20 стадий, т.е. примерно 4 километра.


Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой — собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде». Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде». в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны, когда многие детали могли забыться.

Немецкий предприниматель Генрих Шлиман, археолог-любитель, был с детства очарован повествованием о Трое и проникся страстным убеждением в его истинности. В 1870 он начал раскопки холма, располагавшегося на краю откоса недалеко от деревни Гиссарлык, в нескольких километрах от входа в Дарданеллы. В перекрывающих друг друга слоях Шлиман обнаружил детали архитектуры и множество предметов, изготовленных из камня, кости и слоновой кости, меди и драгоценных металлов, что заставило научный мир пересмотреть представления о героическом веке. Шлиман не сразу распознал слои микенской эпохи и позднего бронзового века, но в глубине холма он наткнулся на значительно более древнюю крепость, хронологически вторую, и с полной уверенностью назвал ее градом Приама. После смерти Шлимана в 1890 его коллега Вильгельм Дёрпфельд продолжал работу и в 1893 и 1894 открыл гораздо более обширный периметр Трои VI. Это поселение соответствует микенской эпохе и потому его-то и признали Троей гомеровской легенды. Теперь большинство ученых полагает, что холм у Гиссарлыка – это и есть реальная историческая Троя, воспетая Гомером.
Древний город Троя. История
Турция - страна с большим количеством достопримечательностей. К числу всемирно известных можно отнести Древний город Трою. Этот мифический город располагался на побережье Эгейского моря, на холме Гиссарлык. недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Второе название города Троя – Илион. О возникновении древнего города Троя существует такая легенда. Фригийский царь дал Илу корову и велел основать город на том месте, где корова ляжет отдохнуть. Случилось это на холме Ата. Сам Зевс одобрил поступок Ила и низвергнул на землю статую дочери Тритона.
Троя - руины древнего города расположены на обширной равнине, у входа вы можете наслаждаться значительными построенниями современного троянского коня.


Большинство зданий Трои имели стены из сырцового кирпича, возводившиеся на низких каменных фундаментах. Когда они обрушивались, обломки не расчищали, но лишь выравнивали место, чтобы возвести новые здания. В развалинах выделяют 9 основных слоев, каждый со своими подразделениями. Особенности поселений разных эпох можно кратко охарактеризовать следующим образом.

Троя I.
Первое поселение представляло собой небольшую крепость диаметром не более 90 м. Она имела массивную оборонительную стену с воротами и квадратными в плане башнями. В этом поселении различаются десять последовательных слоев, что доказывает длительность его существования. Керамика этого периода вылеплена без гончарного круга, она серого или черного цвета и имеет полированную поверхность. Встречаются орудия из меди.
Троя II.
На развалинах первой крепости была построена бóльшая цитадель диаметром ок. 125 м. У нее также высокие толстые стены, выступающие башни и ворота. С юго-востока в крепость вел пандус, вымощенный хорошо подогнанными кусками плитняка. Оборонительная стена дважды перестраивались и расширялась по мере роста могущества и богатства властителей. В центре крепости частично сохранился дворец (мегарон) с глубоким портиком и большим главным залом. Вокруг дворца – двор, меньшие жилые помещения и склады. Семь этапов существования Трои II представлены послойно накладывающимися друг на друга архитектурными останками. На последнем этапе город погиб в таком мощном пламени, что от его жара кирпич и камень раскрошились и обратились в прах. Катастрофа была столь внезапной, что обитатели бежали, побросав все свои ценности и предметы домашнего обихода.
Троя III–V.
После разрушения Трои II ее место была немедленно занято. Поселения III, IV и V, каждое из которых размером превосходит предыдущее, имеют следы непрерывной культурной традиции. Эти поселения состоят из групп небольших домов, отделенных друг от друга узкими проулками. Распространены сосуды с лепными изображениями человеческого лица. Наряду с местными изделиями обнаруживаются, как и в более ранних слоях, привозные товары, характерные для материковой Греции раннего бронзового века.


Троя VI.
Первые этапы поселения VI отмечены появлением т.н. серой минийской керамики, а также первыми свидетельствами наличия лошадей. Пройдя длительный период роста, город вошел в следующий этап исключительного богатства и могущества. Диаметр цитадели превышал 180 м, ее опоясывала стена толщиной 5 м, искусно сложенная из тесаного камня. По периметру располагались по меньшей мере три башни и четверо ворот. Внутри концентрическими кругами располагались больших размеров здания и дворцы, поднимавшиеся по террасам к центру холма (верхних слоев вершины теперь не существует, см. ниже Троя IX). Здания Трои VI выстроены с большим размахом, чем ранние, в некоторых обнаружены столбы и основания колонн. Завершило эпоху сильное землетрясение, которое покрыло стены трещинами и обрушило сами строения. На всех последовательных стадиях Трои VI серая минийская керамика оставалась основным видом местного горшечного производства, ее дополняют несколько сосудов, ввезенных из Греции в эпоху средней бронзы, и многие сосуды, импортированные в микенскую эпоху.
Троя VII.
После землетрясения эта местность была вновь заселена. Большая стена по периметру была вновь использована, как и уцелевшие части стен и многие строительные блоки. Дома сделались меньше, они теснились друг к другу, как будто в крепости искало укрытия значительно больше людей. В полы домов вделывались большие кувшины для припасов, скорее всего на случай тяжелых времен. Первая фаза Трои VII, обозначаемая VIIа, была уничтожена огнем, но часть населения вернулась и вновь обосновалось на холме, сначала в прежнем составе, но позднее к этим людям присоединилось (или временно их покорило) иное племя, принесшее с собой грубую изготовленную (без гончарного круга) керамику, которая стала характерной приметой Трои VIIb и, по-видимому, указывает на связи с Европой.
Троя VIII.
Теперь Троя сделалась греческим городом. Она была благоустроенной в первые периоды, но к 6 в. до н.э., когда часть населения ее покинула, пришла в упадок. Как бы то ни было, никакого политического веса Троя не имела. В святилище на юго-западном склоне акрополя совершались жертвоприношения – скорее всего, Кибеле; возможно, на вершине существовал также храм Афины.


Троя IX.
В эпоху эллинизма место, именовавшееся Илионом, никакой роли не играло, если не считать связанных с ним воспоминаний о героическом прошлом. Александр Великий совершил сюда паломничество в 334 до н.э., его преемники также почитали этот город. Они и римские императоры из династии Юлиев – Клавдиев осуществили программу широкомасштабной реконструкции города. Вершина холма был срезана и выравнена (так что VI, VII и VIII слои оказались перемешанными). Здесь возвели храм Афины со священным участком, на холме и на ровной площадке южнее были построены общественные здания, также обнесенные стеной, а в северо-восточном склоне был построен большой театр. Во времена Константина Великого, в какой-то момент собиравшегося сделать город своей столицей, Илион процветал, но вновь утратил свое значение с возвышением Константинополя.
Легенда о Трое.
Аяксы - имя двух греческих героев, участвовавших в осаде Трои. Один из них, прозывавшийся Локрийцем или Младшим, был сыном Оилея, царя локров. Во главе 40 локрийских кораблей он присоединился к походу против Трои. В войске греков он считался одним из храбрейших героев, а в быстроте уступал одному лишь быстроногому Ахиллесу. После падения Трои, он силой вытащил из храма Паллады Кассандру, которая у богини искала защиты, и увлек ее в лагерь. По другому варианту, который впервые встречается у александрийских поэтов, он даже обесчестил ее в храме богини. Этим он навлек на себя месть богини, которая приговорила его к гибели в морских водах.
Одиссей же, не упоминал об оскорблении Кассандры, а передавая вообще о его высокомерии и гневе Афины, повествует, что Посейдон спас бы его от морских волн, если бы в свою очередь, не был оскорблен надменностью героя. Судьба Аяксы послужила сюжетом для одной из трагедий Софокла, которая до нас не дошла. Второй Аяксы, прозванный Великим сыном Теламона царя Саламина, с материнской стороны приходился внуком Эаку. С 12 кораблями он выступил против Трои и является у Гомера храбрейшим и прекраснейшим из греков после Ахиллеса.
Когда по смерти Ахиллеса, доспехи последнего были присуждены не ему, а Одиссею, гнев и ярость обуяли душу героя, его ум омрачился и в отчаянии он бросился на меч. Трагическая смерть героя была излюбленной темой у древних авторов. Известно, что ее изобразил и Эсхил, но до нас дошла лишь трагедия Софокла.
Tags: древнейшие города, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments